Церковь Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы, Никосия, Кипр
Близкое географическое положение Святой земли сыграло огромную роль в том, что Никосия стала древнейшей христианской столицей средиземноморского региона. Все завоеватели оставляли на этой земле знаки пребывания. Здесь располагаютя католические храмы, мечети, турецкие бани, древние и современные православные храмы. Киприоты бережно хранят культурное наследие, гордятся им.
Старый город — настоящая архитектурная сокровищница Никосии. Громады венецианских стен хранят многовековую историю острова, приберегают еще много сюрпризов для будущих исследователей.
Чудесное обретение
В сердце Никосии, неподалеку от современных городских кварталов, ожидает своих прихожан церковь Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы. По преданию, икона Богоматери с младенцем Иисусом обнаружена в XI веке среди развалин византийского храма более раннего периода, укрытых золотящимися полями дикого льна. Отсюда название — Хрисолиниотисса, Богородица золотого льна («золотольняная»). Новый христианский храм, возведенный на старом фундаменте, получил то же название.
Прошли века, сменились десятки правителей, разрушались города, империи, а скромная с виду постройка сохранилась и даже оказалась в черте современного города, став старейшей византийской церковью Никосии.
Смена архитектурных направлений, художественных стилей отразилась на облике храма. Сегодня он представляет собой комплекс из трех сооружений, возведенных в разные эпохи, органично дополняющих друг друга. Художественные искания древних архитекторов не пропали даром — храм стал одной из главных достопримечательностей столицы Кипра.
Земная обитель Святой Девы
Интенсивная реконструкция храма проводилась, начиная с 1450 года, являясь результатом содействия и покровительства жены кипрского короля того времени Иоанна II, гречанки православной веры Елены Палеолог.
Архитектура северного нефа более, чем другие части храма, подверглась явному готическому влиянию. Массивные остроконечные арки, уютные глубокие ниши вызывают в памяти картины величавых интерьеров католического храма.
Главный портал ведет в центральную часть храма, так называемый центральный неф. Его вершина увенчана двумя высокими куполами, символизирующими две сущности Спасителя — Божественную и Человеческую. Высокий золоченый амвон в форме изящного кубка традиционно представляет образы четырех евангелистов, фигурку «золотого орла небесного», обнимающего весь мир распахнутыми крыльями, библейского символа Воскресения. Остатки росписей на южной стене дают представление о былой роскоши внутренней отделки храма.
Иконостас центрального (основного) нефа содержит храмовую икону Богородицы Хрисолиниотиссы непривычного для верующих иконографического типа, называемого Елеуса («Благодатная», «Милостивая»). Считается, что образ введен в церковную традицию апостолом Лукой, который придал ему лирические, задушевные черты. Богородица олицетворяет мягкую женственность, сострадание и жертвенное материнство. Нежная, бесконечно любящая Мать глядит с иконы прямо в душу.
По сторонам иконы написаны образы суровых пророков Ветхого Завета, провозвестников рождения «благословенной в женах» Матери нашего Спасителя. Ниже изображен апостол Лука за работой. На кипарисовой доске он пишет образ Иоанна Богослова и Божьей Матери с Младенцем.
Серебряный оклад, до недавнего времени покрывавший икону, снят, и многочисленные паломники, туристы имеют возможность благоговейно любоваться ликами Святой Девы, ее Божественного Сына.
Среди икон основного нефа с традиционными евангельскими сюжетами можно увидеть довольно редкие иконы «Двенадцать апостолов», «Торжество православия», а также «Сорок севастийских мучеников», символизирующих мужество, готовность принять страдания за Христову веру. Храм на протяжении столетий хранит части чудотворных мощей севастийских великомучеников. Они помещены в плоскую серебряную раку (ларец) в виде книги и выставлены для поклонения в центральной части нефа.
Чудо в алтаре
Планировка южного нефа нетипична для православного храма. Неф представляет собой анфиладу из трех сводчатых помещений. Расположение приделов таково, что вошедшие прихожане двигаются не к алтарю, а вдоль него. По всей ширине приделов возвышается богато украшенный резной иконостас, покрытый позолотой и объемными фигурками ангелов, зверей, птиц. Искусные мастера вложили в каждую фигурку особый религиозный смысл. «Огнегривый лев» — прообраз духовного возрождения, крылатый дракон с мерцающей лампадой — символ торжества христианской веры во тьме языческого мира.
Растительные орнаменты с разноцветными вставками в оформлении иконостаса наполнены лирическими аллегориями райского сада, напоминающими о безвозвратно утраченном безгрешном бытии. Изображения прекрасных пальм знаменуют победу Спасителя. Это отсылка к триумфальному входу в Иерусалим, когда народ приветствовал Иисуса пальмовыми ветвями. Виноградные лозы, декорирующие иконостас, олицетворяют Иисуса, гроздья ягод напоминают об особой роли вина в церковной евхаристии.
Виноградная лоза украшает единственную на Кипре чудотворную икону с двумя изображениями Богоматери. Один из образов называется «Эргоэпикос» («Быстро говорящая»), другой — «Плирофорусса» («Быстро слышащая»). Неразрывное единство образов свидетельствует о том, что Царица Небесная скоро слышит наши смиренные моления и возносит ко Христу святые и всесильные мольбы за нас.
Изображения не являются зеркальными, как утверждают путеводители, хотя и схожи. Каждый прихожанин может убедиться в этом, постояв рядом с образами, поразмыслив о суетности жизни.
Иконостас южного нефа украшен также образами самых почитаемых святых Кипра — первого христианского епископа Ираклидиса, призванного апостолами Павлом и Варнавой, преемника Ираклидиса святого Мнасона, упомянутого в Новом Завете, благочестивого пророка Илии.
Звуки храмового колокола на протяжении столетий призывают верующих принять избавление и помощь Пречистой Девы, нашей надежды, теплой заступницы.
Церковь Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы на карте
Координаты для навигатора
- 35.176167, 33.369797