Церковь святого Николая под крышей, Какопетрия, Кипр
Храмы доносят до людей разных поколений самые древние культурные достижения, символы веры и подвижничества. Поэтому именно храмы как архитектурные объекты охраняются наиболее бережно. Христианский храм — средоточие и отражение культурного кода народа, место обретения благодати, душевного равновесия. Сдержанная красота, величие старых византийских церквей поражают миллионы людей, специально приехавших полюбоваться ими.
Живая вода Какопетрии
На северных склонах горного массива Троодос, в оправе из лесов и фруктовых садов располагается небольшая деревушка Какопетрия. Живописные кривые улочки, вымощенные камнем, змеятся между старых домов вниз по обоим берегам небольшой речки. Одна из них непременно приведет вас к уютной площадке, обсаженной соснами. Здесь находится наиболее известный на Кипре Храм Святого Николая под крышей. Церковь бережно хранит на довольно ограниченном пространстве несметные художественные богатства.
Деревня Какопетрия славится чистой питьевой водой, которую добывают из скважин. Но она не может сравниться с божественной, кристальной чистоты верой, которую буквально источают святыни этого удивительного места.
Первоначально Храм Святого Николая являлся частью монастыря с таким же названием, а также имел традиционный для византийских церквей крестово-купольный вид.
Покрытый куполом притвор был пристроен спустя почти сто лет после возведения. Монастырские строения, а также церковь неоднократно обновляли оригинальную архитектуру. В ходе реставрационных работ на протяжении многих веков были открыты росписи XI столетия. Снятие позднейших наслоений позволило открыть нижележащие старые росписи, а попутно отследить перемены стилей и техники исполнения художественных образов. К сожалению, некоторые переделки привели к безвозвратной утрате изначальных фресок храма.
Крыша как украшение
При реконструкции здания на исходе XII столетия использовали дополнительную защиту всего сооружения в виде крутой двускатной крыши, под которой до нашего времени скрываются древние крестообразные своды.
Получилось подобие некоего «дома в доме» удивительной архитектуры. Необычная мера неожиданно добавила домашности и уюта, сделала строение оригинальным, узнаваемым. Словосочетание «под крышей» даже вошло в официальное название церкви.
Сокровища под кровлей
Наиболее ранними сохранившимися фресками XI столетия являются «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне», расположенные с южной стороны западного свода, и «Вход в Иерусалим» с его северной стороны. Ограниченная цветовая гамма, схематичность изображения, акцент на деталях — характерные черты художественной техники того времени, позволившие уточнить датировку.
Подвиг сорока римских солдат, принявших страдания за Христову веру, вдохновлял множество древних мастеров. Мотив их мученической гибели — фреска «Сорок мучеников Севастийских» — присутствует среди росписей нескольких храмов. Западная стена церкви Святого Николая в Какопетрии презентует эту впечатляющую панорамную композицию, датируемую XII веком.
Изображения святых Георгия и Федора, воинских покровителей, не случайно сделаны в натуральную величину. Используя этот прием, художник попытался приблизить их к зрителю, сделать метафорическими собеседниками, наставниками. Наряду с панорамой сорока мучеников фрески святых Георгия и Федора представляют своеобразную апологию воинской славы и личного мужества.
Фреска в сдержанных тонах с изображением святого Николая поражает филигранной иконописной техникой. Точность передачи эмоций, черт лица могучего духом старца, изображенного в полный рост, надолго приковывает внимание, напоминает о вечности души, неизбежности покаяния. Образ жертвователя (в современной терминологии — спонсора) увековечен в левом углу фрески, буквально иллюстрируя тезис о воздаянии.
Особое внимание привлекает фреска с изображением Пресвятой Богородицы Оранты («Молящейся», без младенца Христа, с раскинутыми в стороны руками), окруженная архангелами Михаилом и Гавриилом.
Более поздние работы — «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество» — расположены с южной стороны нефа.
Фреска «Рождество», расположенная на куполе справа от иконостаса, представляет собой редкий иконографический тип Святой Марии, является главной достопримечательностью храма. Небесная Царица изображена в пещере кормящей грудью Божественного младенца, поэтому название фрески включает эпитет «Млекопитательница» (в греческой транскрипции — «Галактотрофуса»). Роспись никогда не реставрировалась, но сохраняет оригинальные цвета доныне.
Притвор украшен впечатляющими фресками XII столетия — «Судный день» и «Вознесение».
Святая святых
Резной церковный иконостас, призванный символически отделить алтарное пространство от всего земного, представляет собой византийскую стенку-преграду и датирован 1633 годом.
Ячейки для икон хранят образа Господа нашего Иисуса Христа и Богоматери с младенцем Иисусом в традиционном исполнении.
С боков от алтарного входа, закрытого занавесом, видны фрески с фигурами апостолов Петра и Павла. Их выделяет внутренняя духовность образов, характерная строгость внешнего облика и цветовой палитры.
Богатое внутреннее убранство церкви сочетается с ансамблем образов христианских святых, дарителей храма, символизируя целостность, мощь, убедительную силу христианского вероучения.
Церковь святого Николая под крышей на карте
Координаты для навигатора
- 34.977986, 32.888612