Королевские гробницы, Пафос, Кипр
Неподалеку от пафосской гавани расположен монументальный памятник древней истории Кипра, так называемые царские усыпальницы. Они представляют собой комплекс вырубленных в скалистом холме погребальных сооружений, возведенных в промежуток времени с IV века до н.э. до III века н.э. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 100 склепов. Помимо вырубленных в скале, есть и другие типы захоронений.
Северная часть некрополя сегодня внесена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и является наиболее впечатляющей.
Большинство гробниц разграблено и частично разрушено еще в глубокой древности. Пытаясь проникнуть в погребальные камеры, полные золотых украшений, древние мародеры безжалостно прорубали древние стены и прокладывали подземные тоннели. В результате происходили масштабные обрушения, необратимо менялись интерьеры подземных сооружений.
В более позднюю эпоху древний некрополь использовался как источник легкодоступных строительных материалов: каменные блоки просто растаскивали на хозяйственные нужды. Время, природные катаклизмы и варварское отношение людей кардинально изменили облик построек, но даже в таком виде они производят неизгладимое впечатление на многочисленных ценителей старины.
Эпоха возникновения некрополя
После смерти Александра Македонского (начало эллинистического периода) Кипр оказывается под властью стратега Птолемея, положившего начало новой царской династии и объединившего разобщенные до него города-государства. Правление династии ознаменовалось логическим переносом Пафоса как крупнейшего города государства поближе к морскому побережью.
Ввиду близости Александрии Пафос как торговый порт и место дислокации военного флота становится фактической столицей Кипра. Именно в III веке до н.э. начинают появляться семейные кланы, достаточно богатые для того, чтобы обеспечить постройку масштабных усыпальниц.
Впоследствии захоронения на территории некрополя производили уже люди победнее, а некоторые могилы использовались несколько раз.
Историческое значение пафосского некрополя
Системные археологические исследования древних усыпальниц начались силами ученых Кипра только в 70-х годах прошлого века. Британцы занимались в основном полулегальным вывозом ценных артефактов. Ученым удалось сделать на территории некрополя немало интересных находок, свидетельствующих о жизни, традициях и быте людей, населявших эти земли в пору глубокой древности.
Величие и масштаб подземных сооружений делают их настоящими дворцами со сложной системой сообщающихся помещений, коридоров и внутренних дворов. Мебель, предметы искусства, каменная резьба и настенные росписи дополняли интерьеры некрополя, делая их точным подобием жилых помещений, достойных царских особ.
Гробницы являются одним из немногих сохранившихся на Кипре памятников эллинистического периода. Сам способ погребения и погребальные дары дают представление о религиозных убеждениях жителей древнего Пафоса, их происхождении, предоставляют другие ценные исторические сведения.
Масштаб усыпальниц свидетельствует о том, что они предназначались для погребения знати, богачей и высших чиновников того времени. Строительство и использование некрополя продолжалось и во времена римской оккупации острова. Сооружения некрополя использовались первыми христианами во время гонений в качестве убежищ и катакомбных храмов.
Иди и смотри
Циклопический масштаб построек поражает воображение современного человека, внушая одновременно ужас и восхищение: монолитные каменные плиты, установленные на пятиметровой высоте, множество могильных ниш, вырубленных в скальной породе, причудливо изогнутые стены.
Не все усыпальницы равны по величине и сложности внутреннего устройства. Среди них есть достаточно скромные сооружения. Гробницы так называемого закрытого типа представляют собой подземные дома с низкой кровлей, служившие убежищами отшельников и лиц древнего мира «без определенного места жительства».
Нет ни одного неопровержимого доказательства того, что именно здесь были погребены кипрские цари. Их название — «царские» — определяется масштабом и строгой красотой их архитектурных решений.
Вход на территорию комплекса бесплатный. Компактно расположенные гробницы соединены дорожками. Для удобства посетителей они пронумерованы, и сведения о каждой из них можно найти на специальном информационном стенде.
Музей под открытым небом
Спуск в тень древних усыпальниц равносилен погружению в глубины прошлого. Часть гробниц полностью находится под землей, другие погружены под землю лишь наполовину (так называемый открытый тип). Прямоугольный вход в большинстве из них приводит во внутреннюю камеру. Небольшие ниши — локулы — были предназначены для захоронения детей, а большие — для взрослых. Стены камер кое-где сохраняют остатки штукатурки. Древние строители наносили ее для обеспечения сохранности камня и в декоративных целях, для имитации мраморной отделки или мозаичных панно.
Наряду с локулами погребальные камеры кое-где содержат так называемые ящичные захоронения. Прямо над входом в некоторых гробницах располагается квадратное углубление, где находилась плита с именем семьи.
Лестница (дромос) ведет во внутренний двор (перистиль) гробницы с колоннадой преимущественно дорического ордера (типа). Дорические колонны копируют архитектурный стиль александрийского некрополя и греческого Парфенона.
В некоторых склепах над локулами вырублены один или два алтаря. Входы в некоторые гробницы замаскированы с целью защиты склепов и погребальных даров от грабителей. Захоронения имеют, как правило, одну или несколько погребальных камер. Портики некоторых усыпальниц поддерживаются не колоннами, а массивными столбами. Заметно, что внутренний двор ряда захоронений был покрыт сверху, так как над антаблементом (верхней частью портика) находится основание для балок крыши.
Камера одной из гробниц практически разрушена из-за производимой здесь добычи камня, но одна из могил оказалась нетронутой. В ней были обнаружены золотые украшения.
Самая большая из гробниц имеет площадь 390 кв.м. и 5 м глубины. Необычно то, что колодец в ней находится в центре внутреннего двора. В углу портика обнаружены печь для обжига и остатки керамических сосудов с характерной для Кипра глазурованной поверхностью.
Одна из гробниц имеет впечатляюще длинный дромос. Он – самый длинный из тех, что обнаружены на Кипре, и более 20 м его длины покрыты сводом. Возле стола для подношений обнаружены остатки пепла. Это означает, что здесь зажигали обрядовый огонь и, возможно, по обычаям того времени, готовили поминальную трапезу. Могилы, расположенные в склепе, в древности были запечатаны стеной, на которой с помощью рисунка имитировали деревянные ворота. Ее остатки сохранились до наших дней.
Самая северная гробница, так называемая старая церковь, была превращена в храм, хорошо сохранились остатки ее декоративной штукатурки и дорический фриз, шахтовые могилы по бокам от лестницы (дромоса) и две погребальные камеры с локулами и традиционным колодцем.
Как дома
При строительстве гробниц строители имитировали архитектуру жилых построек; этим объясняется наличие внутренних двориков в некоторых из них. Считалось, что гробница — это жилище мертвых, значит, она должна походить на жилище. Эти убеждения связаны с верой в загробную жизнь.
Амфоры, найденные в погребальных камерах, служили для обрядовых возлияний вина и масел. Подношения умершим представляли собой также молоко, мед и воду. Они совершались в особой обрядовой камере.
Как правило, у входа в каждую гробницу (реже — внутри) расположен колодец. Он выполняет обрядовую функцию: символизирует переход из земного мира в мир подземный. Символические омовения, имеющие очищающее значение, до наших дней совершаются на большинстве православных кладбищ.
Ученые не располагают сведениями о том, существовали ли саркофаги в данных гробницах, но в районе Пафоса было найдено множество мраморных саркофагов, использовавшихся в богатых гробницах, которые сегодня можно увидеть в музее Пафоса.
На территории комплекса, помимо гробниц, расположен курган. Его поверхность разделена на секторы: семейные могильные места.
Орел или сокол
Одна из гробниц была обнаружена позднее других и была исследована очень тщательно. Она отличается от других: вместо внутреннего двора в ее центральной части расположено прямоугольное каменное сооружение, через которое проходит коридор. Погребальные камеры вырублены прямо в скале. В центральной части гробницы находится локула, расположение и размеры которой явно указывают на то, что это главное захоронение, и принадлежит оно значительному лицу. Внутри найдены обломки упавших (возможно, во время землетрясения) архитектурных деталей и две известняковые скульптуры в виде птиц.
Ученые пока не пришли к единому мнению о том, что это за птицы. Если это орлы, царская эмблема Птолемеев, то теоретически захоронение может являться местом упокоения последнего кипрского царя. Если птицы являются соколами, это также указывает на след александрийского Египта. Сокар, египетский бог с головой сокола — хранитель царства мертвых.
В неразграбленной части гробницы были обнаружены амфоры с острова Родос и необычные сосуды вытянутой формы. Клеймо мастера на керамических изделиях позволило уточнить датировку предметов, находящихся в захоронении.
Особо впечатлительные натуры испытывают странные ощущения внутри некоторых помещений. Сложенные туристами трогательные пирамидки из камней вкупе с циклопическими остатками труда сотен строителей древности наводят на мысли о бренности бытия.
Шаговая доступность от отеля, великолепные виды на побережье, ухоженная территория, удобные пешеходные дорожки и парковка, возможность почувствовать дыхание древности делают архитектурный комплекс в Пафосе привлекательной целью любого туристического маршрута.
Голая, выжженная солнцем земля города мертвых проникнута духом ушедшего времени. Тот же, что и два тысячелетия назад, природный ландшафт, древний антураж и лучи заходящего солнца позволят провести уникальную фотосессию всем, кто пожелает на миг остановить неумолимый бег времени.
Фотоальбом
Координаты для навигатора
- 34.774960, 32.407706