Монастырь Махерас, Кипр
В горах восточного Троодоса, на высоте почти километр над уровнем моря, в 40 км южнее Никосии, располагается один из главнейших монастырей Кипра, называемый Махерас. Это мужской монастырь, в котором постоянно проживают и трудятся почти 30 монахов. Обширная территория с комплексом разнообразных зданий, красивейшие сосновые леса, окружающие обитель, и главная ценность монастыря, икона Богоматери с уникальной историей, – все это объясняет то, что ежегодно это намоленное место посещают сотни и сотни паломников и туристов.
Монастырь Махерас расположен рядом с селением Лазания. Будто старинный замок с каменными неприступными стенами, высится он над соседними холмами и долинами. Интересна и познавательна история его основания и существования, а также история обретения иконы Богородицы.
Как была найдена чудотворная икона
В ХII веке новой эры, когда население Кипра уже несколько столетий исповедовало православие, почти в каждой деревне острова были храмы или монастыри. В одном из них, обители Святого Иоанна-Златоуста, которая расположена в Троодосских горах, жил монах Неофит. И вот, как говорит предание, однажды во сне увидел он Богоматерь, которая повелела ему найти икону. По другим источникам, монах сам увидел в отдаленных горах Троодоса яркий свет, восходящий на небо.
Взяв своего ученика Игнатия, он отправился на поиски и после долгих дней пути по опасным крутым тропам наконец достиг горной вершины Киония. У ее подножия, пробравшись сквозь густые лесные заросли, путники и обнаружили пещеру, из которой исходило сияние. Не без трепета войдя внутрь, они нашли чудесную икону Богородицы, висящую на каменной стене и отлично сохранившуюся.
А далее различные источники снова расходятся. По одним сведениям, на полу под иконой лежал нож, а по другим – он висел на той же стене ниже нее. Как бы то ни было, с тех пор икона и приобрела свое особое название: Ножевая, или Махерская, от слова «махери», что по-гречески означает «нож». Также стал именоваться и монастырь, основанный в дальнейшем рядом с пещерой.
Образ Богородицы Ножевой считается особым. Она изображается одна, без Младенца Иисуса, с поднятыми в молитве руками. Рядом находится висящий вертикально нож. Изображение, найденное в пещере, принадлежит кисти Луки-Евангелиста, как полагает большинство ученых.
Каким же образом могла икона оказаться в забытой пещере? Как считают исследователи, она была намеренно перенесена туда с материка с благими намерениями, чтобы спасти от иконоборцев. В Византийской империи в начале VIII столетия началось так называемое «иконоборчество», борьба со священными изображениями и их почитанием. Это была одна из сторон борьбы за власть, за абсолютное подчинение церкви государству.
Многие ученые связывают начало иконоборческого движения с влиянием ислама, где также запрещены изображения святых. К сожалению, огромное количество икон и фресок было уничтожено и утеряно навсегда. Это противостояние сторон длилось более столетия с переменным успехом. Наконец, в середине IX века императрица Византии Феодора окончательно восстановила должное почитание икон.
Многие православные подвижники, сторонники иконопочитания, за эти сто лет предпочли покинуть родину и обосноваться на Кипре, относительно недалеко от Константинополя. С собой они везли самое ценное: православные иконы. Впоследствии спасенные изображения стали находить в самых разных уголках острова.
Видимо, такова история и иконы Богоматери Ножевой. Отшельник, живший в пещере, найденной Неофитом и Игнатием, хранил священный образ до последнего своего вдоха. А его нож, или его последователей, дал название иконе. По другим преданиям, нож принадлежал Неофиту и Игнатию. С его помощью они смогли добраться до входа в пещеру, прорубая ход сквозь ветки, и найти священный образ Богородицы.
История основания монастыря Махерас
Обнаружив икону Матери Божией, Неофит и Игнатий решили остаться в этой пещере. В дальнейшем они задумали начать рядом с ней строительство монастыря, но Неофит вдруг умер. Игнатий остался в одиночестве, но вскоре к нему присоединился монах Прокопий, с которым они и начали осуществлять строительство.
Они не стали обращаться к местным богачам, чтобы они пожертвовали денег на монастырь, хотя и не исключено, что немалые пожертвования впоследствии все же были. Монахи отправились сразу в столицу Византийской империи, где в 1160 году император Мануил из династии Комнинов, выслушав их, дал указ о строительстве обители. Тем самым были получены земельные владения около горы Киония (и также сама гора), огромные денежные средства и указания о предоставлении рабочей силы. Новый монастырь должен был стать ставропигиальным, по желанию императора. Это было исполнено в точности: сам патриарх Византии водрузил крест в 1187 году, и будущая обитель стала подчиняться только ему, а не местному епископу. Ставропигиальным монастырь Махерас остается и поныне. Впоследствии обитель получала материальную помощь еще от двух византийских императоров.
В самом начале строительства, когда возводилась часовня в честь Матери Божией и монашеские кельи, умер Прокопий. Затем к Игнатию присоединился Нил и другие монахи, которые построили храм и каменные стены монастыря, устроили кельи для вновь прибывших насельников. Нил стал первым настоятелем обители и летописцем, создав в 1201 году устав монастыря. В это время монастырский комплекс состоял из многих построек, религиозного и хозяйственного назначения, а монахи полностью обеспечивали свою общину всем необходимым. Они выращивали зерно, фрукты и овощи, ухаживали за виноградником, пекли хлеб, ловили рыбу, держали пчел. Этих продуктов хватало и на всех приходящих паломников.
К сожалению, расцвет обители, продолжающийся 300 лет, закончился в середине 16 века, когда в пожаре погибли практически все здания и множество ценных вещей. Видимо, были и человеческие жертвы, но в источниках данных об этом нет. Известно лишь, что чудесным образом сохранились в огне икона Богоматери Ножевой, устав монастыря и та грамота от Мануила Комнина, которая дала начало основанию обители. Эти предметы можно увидеть в монастыре Махерас и сейчас.
После этого страшного пожара об истории существования и восстановления обители известно очень мало вплоть до 17-го столетия. Пришедший на место разрушенного стихией монастыря настоятель Леонтий, собрав деньги у местного населения, в 1697 году восстановил главную церковь. Его последователи постепенно построили и другие часовни, храмы и кельи, а также необходимые хозяйственные здания.
Монастырь всегда уделял много внимания местному населению, в его стенах можно было получить не только духовную, но и медицинскую помощь. А дети из соседних селений обучались у монахов грамоте. Монастырь Махерас отмечен и русским монахом-исследователем В. Григоровичем-Барским, который во время своего путешествия по Кипру посетил и его в 1735 году. Обитель отмечена им как значимая, процветающая, богатая, а ее насельники – как очень трудолюбивые.
Дальнейшая история монастыря Махерас связана с освободительной борьбой против турецкого владычества. В ней активно участвовали не только киприоты-миряне, но и православные священники. Начавшись в 1821 году, она, к сожалению, привела к поражению киприотов-греков. Были казнены сотни заговорщиков, в их числе – архиепископ Киприан и другие церковные пастыри. Их имущество было конфисковано турками, у монастыря Махерас отобрали земли, в результате чего его доходы резко уменьшились, а экономическое положение стало бедственным.
Через 70 лет после подавления восстания, в 1892 году, в обители снова случился страшный пожар. Он разрушил практически все, что было построено после первого бедствия. Осталась только церковная школа, библиотека, некоторые иконы. Сбор пожертвований начали сразу, и монастырь Махерас был отстроен заново к началу 20 века. В 1960 году все здания были полностью отреставрированы, дополнительно в монастырских стенах установили музей и памятник Григорию Авксентию, погибшему в борьбе с английскими колонизаторами в 1957 году. Он не пожелал сдаться и был сожжен британскими солдатами в своем укрытии – в одной из пещер рядом с монастырем Махерас.
Архитектура монастыря
В настоящее время весь монастырский комплекс обнесен стеной, периметр которой напоминает прямоугольник. Имеются два входа, восточный и западный, и добраться до обители можно разными дорогами. К слову сказать, все они горные и достаточно опасные. Многие здания монастыря, хотя и являются современными постройками, выполнены в византийском стиле (например, кельи и центральная церковь). Это центрально-купольная система, галереи на колоннах, облицовка стен изнутри мраморными плитами, позолота, обилие декора на растительную тему, мозаичные панно и фрески. Также характерной чертой византийской архитектуры являются и продолговатые окна с закругленным верхом (арочные), расположенные в стенах или в куполе.
Наружные колонны и галереи характерны для многих зданий монастырского комплекса. Дворики вымощены каменной плиткой, украшены живописными растительными группами, скамейками, беседками, лесенками. Внутренний интерьер храмов и часовен составляют фрески на религиозные темы, иконы, мозаичные панно, каменная плитка. Главная икона монастыря, образ Богоматери Ножевой, находится в центральной церкви на почетном месте.
Монастырь Махерас никогда не остается без паломников. Его можно посетить в любой день, в любое время года. Каждый приходящий получает кров, пищу, духовный совет и наставление.
Координаты для навигатора
- парковка у монастыря 34.940407, 33.189451