BeenToCyrus
Ещё больше о Кипре


Монастырь Богородицы Глосса, Кипр


Разогнавшись на скоростной трассе между Ларнакой и Лимасолом, легко пропустить неприметный поворот, ведущий по горной дороге к воротам монастыря Богородицы Глосса. Так легко в мирской суете мы пропускаем главные вехи своей жизни.

История монастыря Богородицы Глосса насчитывает чуть более сорока лет. Это один из пяти ныне действующих женских монастырей Кипра. По благословению архиепископа Кипра Макария III и митрополита Лимасола Хрисанфа в 1975 году община из 8 сестер начала работы по обустройству обители.

История длиной в девятьсот лет

Удивительно, но святая обитель возникла на горе с названием Разбойничья. Первый храм был воздвигнут здесь в начале одиннадцатого столетия и получил название «Живоносный источник». Действительно, эта гористая местность изобилует родниками с кристально чистой водой. Несколько веков люди селились вокруг храма, а затем перебрались на новое место, образовав деревню Келаки в трех километрах к северу от горной вершины.

Святое место не было заброшено, хотя там и проживал всего один насельник. Жители деревушки регулярно посещали храм для совершения Божественной литургии.

«Рождшая Слово»

Имя Святой Девы «Глосса» переводится с греческого языка как «толкование, перевод, слово». В христианстве Слово — не просто набор звуков. Слово является носителем высшего смысла, чудом, особым Божественным инструментом, которому внимает все живое. Тройное мозаичное панно справа от входа — иллюстрация того, что из символического источника Божественной благодати пьют и звери, и птицы. В Ветхом завете говорится, что Бог сотворил мир из ничего: «Вначале было Слово», «Он (Бог) сказал и сделалось», «Веки (время) устроены словом Божиим».

Пресвятая Дева произнесла свое Слово, подарив миру сына — Иисуса Христа. Она совершила великий материнский подвиг, и в одном из кондаков (гимнов) в честь Богородицы есть прямое указание: «Слово рождшая паче (сверх) смысла». Богородица носит почетное именование «Глосса» как родительница Слова (Христа), имеющего наивысшее значение и смысл.

Источник благодеяния

Очень часто Богоматерь в православии поэтично представлена в качестве животворного источника, потому что от нее родился Христос как символ вечной жизни.

Классический образ Богоматери «Живоносный источник» — один из самых известных и почитаемых у православных христиан. Образ восходит к древнехристианскому изображению (статуе) влахернской Богоматери с истекающей из рук святой водой. Позже в иконографическую традицию наряду со Святой Девой вошло изображение чаши, фонтана или водоема. Иногда на первом плане изображали одержимых недугами людей.

В русской традиции было принято изображать кладезь (колодец) как символ источника.

Все храмовые изображения монастыря Богородицы Глосса представляют собой Богоматерь с Младенцем на груди (тип Кириотисса) в середине похожей на купель чаши и в окружении ангелов.

Первый среди множества образов с таким названием располагается на воротах и встречает входящих на территорию монастырского комплекса. Золотой фон символизирует сияние славы Пресвятой Девы и младенца Иисуса, раскрывших руки в молитвенном обращении к Господу. По бокам от входа располагается святая стража монастыря — архангелы Михаил и Гавриил с копьями.

Райская обитель

Монастырское подворье представляет собой сад, благоухающий хвоей и розами. Вымощенные камнем дорожки, искусно оформленные источники, буйство зелени, отягощенная плодами финиковая пальма — обитель кажется земным воплощением рая.

Глазам вошедшего на территорию монастыря предстают сразу три храмовых здания. В центре — храм Агиас Триада (Святой Троицы), которому предшествует воздушная ротонда (круглая беседка) прямо посреди монастырского двора. Слева к храму примыкает храм Агиос Панис (Всех Святых), похожий на его уменьшенную копию.

Оба храма поздней постройки, выполнены в одной стилистике — барокко — и соединяются крытой галереей. Арка, будучи самым распространенным конструктивным решением культовых сооружений, широко использована и здесь. Арочные колоннады, украшающие оба храма, арочные оконные проемы, арочные перекрытия ротонды составляют единый архитектурный ансамбль, гармонично сочетаются и создают торжественную атмосферу.

Справа от входа располагается древний, сложенный из местного камня храм с двойным названием. Одно из его названий — Зоодохос Пиги, в греческой транскрипции «Живоносный источник», другое — Панагия Глосса («Всесвятая Слово»), давшее название всему монастырскому комплексу. Каждый из трех храмов имеет свою звонницу.

Каменная святыня

Храм «Живоносный источник» совсем невелик, его называют старым храмом. Отпечаток старины здесь лежит на всем: это и двускатная крыша, и стены из грубого серого камня. Полукруглая ниша над входом традиционно содержит изображение Богородицы в купели. Слева от входа — резная деревянная панель с изображением кувшина и названием храма на греческом языке.

Небольшое помещение вмещает старинный расписной аналой и епископское кресло. Стены полностью покрывают изумительной красоты образа.

В центре потолочной части — круглый медальон с изображением благословляющего прихожан Иисуса Христа с Евангелием в руке. Вокруг располагаются сцены главных событий жизни Спасителя: Рождество, Крещение, сцена чудесного воскрешения, сцена Распятия, явление жен-мироносиц.

Двухъярусный иконостас и царские врата занимают образа старинного письма, подобная техника росписи не встречается больше нигде. Святые лики не строги, а просветленны, лиричны и очень напоминают бытовые портреты. Колорит изображений представлен мягкими пастельными тонами.

Главная храмовая икона имеет богатый серебряный оклад и особый бархатный занавес как знак ограниченного доступа. Слева от нее расположен образ архангела Михаила. В правой части иконостаса — образ Иисуса Христа и довольно редкий образ Иоанна Продрома с отрубленной головой Крестителя.

Трудно перечислить всех святых, изображенных на росписях: здесь святые Константин и Елена, обретшие Господний Крест и гвозди, орудия Христовой пытки, святой врачеватель Пантелеймон (довольно редко изображаемый), святые Христовы воины Георгий Победоносец и Димитрий Солунский.

Благодать Святой Троицы

Храм Святой Троицы — основной и наиболее вместительный монастырский храм, имеющий традиционное крестово-купольное строение. Архитектурное оформление храма — колоннада из трех арок, окна, сгруппированные по три, — неслучайно и является отсылкой к троичности божественной природы.

Интерьер храма очень отличается от полностью расписанных интерьеров старых византийских церквей. Росписи покрывают лишь купол и верхнюю часть стен. Основную часть стен покрывает гладкая белоснежная штукатурка, что создает эффект парения купольной части. Свет небольших окон усиливает это впечатление. Снизу стены покрыты невысокими панелями из керамической плитки.

Колорит и техника росписей совершенно иные, чем в старом храме. Лики святых выполнены в традиционной манере, но краски ярче, а тона более насыщены. Изображенные святители и архангелы выглядят, как живые нарядные люди.

Декор храма из орехового дерева — настоящий шедевр резчицкого искусства, о котором стоит сказать особо. Создается впечатление, что иконостас, аналой, епископское кресло, деревянные оклады икон по бокам иконостаса покрыты деревянными кружевами, настолько тонка и филигранна работа резчика. Искусный резец мастера передал тончайшие скульптурные детали: лепестки роз, еловые шишки, оперение и коготки птиц, чешую и клыки аспидов на подлокотниках кресла епископа, прожилки на виноградных листьях и гроздья ягод.

Главной храмовой святыней является икона Святой Троицы. Ее классический, «рублевский» вариант расположен в боковой деревянной панели и представляет трех беседующих ангелов. Второй вариант имеет два исполнения: рукописная икона в аналое и икона-копия в богатейшем серебряном окладе, помещенная в левую часть иконостаса. Необычность сюжета иконы в том, что Святую Троицу представляет Бог Отец, сидящий одесную (справа) от него Бог Сын — Иисус — и Святой Дух, изображенный в виде голубя.

Центральное купольное изображение Христа Пантократора (Вседержителя) выполнено в традиционной сдержанной манере: лик Спасителя суров, поза величава. Простенки купольной части заняты изображениями христианских святых подвижников.

Наряду с традиционными сценами чудесных воскрешений, Распятия, иконой «Живоносный источник» интерьер храма содержит необычное изображение святого Георгия без змия, но с трофеем в виде ребенка, а также иконы в память «Всех святых в земле Кипрской Просиявших».

Икона написана в честь неизвестных подвижников, преданных забвению из-за многочисленных нашествий завоевателей, уничтоживших драгоценные исторические свидетельства об их подвигах. С целью оказания подобающей чести неизвестным святым и построен храм Агиос Панис с подземной усыпальницей (криптой).

Образцовый порядок в обители поддерживают всего десять монахинь и три послушницы. Монастырь располагает помещениями для паломников и с радостью примет гостей, готовых придерживаться определенных правил поведения и уважать чувства верующих.

Провожая выходящих из обители в большой мир, три архангела — Михаил, Рафаил, Гавриил — смиренно напоминают о непреходящих христианских ценностях, провозглашенных нашим Спасителем.

Координаты для навигатора

  • 34.810154, 33.169287

Монастырь Богородицы Глосса на карте



Все права защищены © 2024 BeentoCyprus. Однажды мы были на Кипре