BeenToCyrus
Ещё больше о Кипре

Смотрите также

Археологический музей в Никосии, Кипр


Небольшой остров Кипр на перекрестке торговых путей, соединяющих три континента, имеет историю длиной в 10 000 лет, богатую самобытную культуру. Нет ничего удивительного, что ЮНЕСКО рассматривает ряд храмов раннего византийского периода, памятников античной культуры Кипра в качестве объектов мирового культурного наследия.

Столица государства Никосия («Лефкосия» в греческой транскрипции), древний и прекрасный город, находится в самом сердце острова. В античности город носил имя Лидра, но лишь спустя одиннадцать столетий, в эпоху франкского господства, стал столицей, значительно прирос населением, приобрел пышность, представительность.

Никосия — единственная столица мира, по сей день искусственно разделенная пополам. Несмотря на это, ей присущ живой облик современного многонационального города, напряженный ритм жизни которого не нарушает атмосферы спокойствия, стабильности, гостеприимства. Многоэтажные жилые кварталы органично соседствуют с историческими памятками прошлых веков: старинными церквями, музеями, зданиями средневековой архитектуры.

Шкатулка древностей

Археологический музей Никосии помогает приобщиться к культурной сокровищнице древнего народа Кипра. Столичный археологический музей — самый крупный, старый музей страны. Колониальные власти всех времен и народов занимались форменным мародерством, вывозя с Кипра корабельный лес, медь, вино, масло, невольников, художественные ценности. Подлинные сокровища культуры Кипра осели в музеях Берлина, Стокгольма, Нью-Йорка, частных собраниях, часть их пропала бесследно.

Поток контрабанды резко снизился в связи с организацией музея. Его строительство закончилось в 1924 году, когда остров являлся британской колонией. Позднее здание многократно достраивали, постепенно формируя его современный облик.

Высокие пальмы, как часовые, стоящие по бокам от входа, оберегают неприкосновенность экспонатов, тишину музейных залов. Бродя по ним, можно проследить длинный исторический путь страны, полный трагизма, вдохновенных культурных свершений. Времена от доисторических (неолита) до раннего христианского периода (VII век) нашли свое отражение в виде уникальных экспонатов. Ювелирные изделия, керамика, скульптуры, монеты составляют основу экспозиции музея, которая выстроена в соответствии с последовательностью исторических эпох, конкретных событий.

При раскопках разного времени из глубин земли, как из глубин веков, появлялись разнообразные артефакты культурного прошлого Средиземноморья, обогатившие коллекцию музея.

Экспозиция насчитывает 14 залов. Высококвалифицированные сотрудники музея готовы удовлетворить любопытство посетителей, ответить на любые вопросы.

Здание музея включает библиотеку, реставрационные лаборатории, хранилища экспонатов, не выставленных для общего обозрения. Стены музея с трудом вмещают собранную коллекцию, тенденцией последних лет стала передача части экспонатов музеям местного значения.

Взгляд в прошлое

Начало экспозиции представляют экспонаты, относящиеся к доисторическому периоду. Образцы каменной, глиняной посуды, примитивные фигурки, статуэтки — вот первые неопровержимые доказательства пребывания людей на острове.

Примечательны глиняная посуда, другие гончарные изделия того времени, особенно многочисленные в своем разделе. Это неудивительно — посуда является неотъемлемым бытовым атрибутом любой эпохи. Характерно не только разнообразие художественных форм, но и появление растительного, геометрического орнамента. Любопытной новацией являются примитивные известняковые печати для клеймения посуды из глины, мелкие пластические формы, требующие большого мастерства: игрушки, светильники, музыкальные инструменты. Большие блюда, кувшины украшают целые скульптурные группы, бытовые жанровые сценки, поражающие точностью детализации.

Появление медных изделий ознаменовало начало так называемого халколитического периода, предшественника бронзового века, между 3000 и 2500 годами до нашей эры. Артефактами того периода являются медные долото, спиральная серьга, фрагмент лезвия. Оригинальные ожерелья составлены из каменных бус, чередующихся с местными морскими раковинами. Широкое использование получает искрящийся пирит, пикролит – зеленоватый минерал, разновидность серпентина. Распространены кулоны из камней характерной крестообразной формы, женские фигурки той же формы, найденные у деревни Помос, так называемые помосские идолы.

Фантазия древних мастеров превратила обыкновенные слитки меди и бронзы в стилизованные бычьи шкуры. Фигурка воина с рогами, запечатленного на многих фотографиях, помещена на основание в виде такой шкуры. Культ быка отражает несомненное влияние минойской культуры. Образ быка как символа мощи, неотвратимости возмездия широко использовался идеологами прошлого.

Принадлежность к периоду поздней бронзы выдает техника изготовления стеклянных сосудов, украшений из стекла, драгоценных металлов, бронзы.

Невозможно оторвать глаз от посуды финикийского периода, выполненной в характерной черно-красной стилистике. Сцены охоты, мирного домашнего быта, спортивных состязаний поражают наличием мельчайших деталей.

Приходи на меня посмотреть

Древнее святилище, обнаруженное в 30-х годах прошлого столетия у деревни Агиа Ирини, относят к железному веку. Почти 2000 терракотовых статуэток прекрасно сохранились, так как были засыпаны песком. Все они располагались перед жертвенником.

Представленные в музейной экспозиции изваяния имеют разный размер: от совсем маленьких до статуй в рост человека и даже выше. Из всего обилия фигур лишь две женские. Лица всех фигурок серьезны, сосредоточены, одухотворены. Похоже, что перед нами находятся готовые к последнему бою воины в боевом облачении. В напряженном ожидании лежат раненые на носилках, стоят солдаты с руками на перевязях, быки, боевые колесницы, конные упряжки.

Специально поставленный мягкий свет, мастерская расстановка фигур придают обстановке в зале доверительный, несколько мистический оттенок. Создается впечатление, что не посетители пришли осмотреть экспонаты, а солдаты древности пристально вглядываются в лица вошедших, оценивая наших современников. Расположение фигур амфитеатром в несколько рядов усиливает это впечатление.

В свите Афродиты

Большинство скульптурных изображений, включая статую Александра Македонского, выполнено из местного известняка. Такой вывод позволяет сделать дошедшая до наших дней голова скульптуры.
Материальная ценность коллекции золотых украшений из гробниц Саламина очевидна всем, но есть сокровища, духовную ценность которых способен воспринять не каждый, например, статуя Афродиты из Соли, датируемая I веком до нашей эры. Вечное торжество любви, красоты подчеркивает сделанная из драгоценного привозного мрамора статуя Афродиты Киприды (кипрской).

Вокруг статуи римского императора Септимуса Севера, единственной сохранившейся на острове древней бронзовой фигуры, всегда многолюдно. Прекрасная атлетически сложенная фигура воплощает достоинство, спокойную уверенность. Кажется, что император-воин раздумывает, стоит ли применять оружие, которое он явно когда-то держал.

Широта художественного спектра экспозиции

В экспозиции музея нашли отражение разные периоды истории страны: здесь крылатые ассирийские львы, богатыри Ниневии с кудрявыми многоярусными бородами, римские, греческие граждане в пышных тогах.

Отдельная экспозиция посвящена развитию кипро-минойской письменности, бесследно исчезнувшей во времена египетского владычества. Обнаружены и экспонируются предметы с оттисками печатей кипрского (слогового) письма, расшифрованного только в конце XIX столетия при помощи греко-финикийской билингвы.

Небольшая экспозиция посвящена погребальной тематике, посетителю представлены каменные саркофаги, погребальные стелы, образцы надгробных плит.

В музее разрешена фото-, видеосъемка. При посещении следует учесть, что экспонаты находятся внутри застекленных витрин, поэтому блики, отражения людей не позволят отснять качественный материал.

Экспонируемые предметы имеют большую археологическую ценность, всемирное историческое значение и типичны для кипрской культуры. Обширные раскопки, ведущиеся по всей стране, постоянно пополняют коллекцию музея. Его посещение — часть туристического маршрута «Пути Афродиты».



Все права защищены © 2024 BeentoCyprus. Однажды мы были на Кипре